ГОЛЬД, Герман Моисеевич (род. 23.VIII.1933) — живописец, рисовальщик, акварелист.
   Родился в Курске, в семье военного.
   В 1949 г. поступил в Елецкое художественное училище, которое окончил 1957 г. Учился художественному мастерству у преподавателей: А. И. Курнакова, Б. А. Гиллер, В. А. Дудченко.
   В 1952 г. призван в Советскую Армию и более четырех лет служил пехотинцем в Винницкой области.
   В 1960-1962 гг. совершенствовался у народного художника СССР Н. Н. Жукова в Москве. В этот период времени сошелся и подружился с земляком, В. Клыковым.
   C 1964 г. — член Союза художников СССР.
   С 1980 г. — живёт и работает в Киеве.
   С 2008 г. — заслуженный художник Украины (Указ Президента Украины № 919).
   Излюбленной техникой является масляная живопись, но мастерски владеет и акварелью.
   Тяготеет к драматизации изображений (особенно сюжетных и портретных), оживляя усложненную зеленовато-коричневую, или черно-охристую гамму интенсивными вспышками-«ударами» ярко зеленых, открыто-красных или золотистых тонов, что при изыскано-нюансированной цветовой «оркестровке», безукоризненном рисунке и динамичной композиции, при темпераментном, уверенном письме сообщает его работам ощущение выполненных на одном дыхании, придает необычайную убедительность образам, независимо от того, написаны ли они с натуры, или созданы воображением художника.
   Создавая свои живописные образы, художник использует именно выразительные средства живописи, а не другие современные течения визуального творчества, такие как постмодернизм, ленд-арт (от англ. land art — земляное искусство) и др.
   Отличаясь умением почувствовать и выразить главное в облике и характере портретируемого человека, создавая тематические композиции (в основном посвященные жизни еврейского народа, исчезнувшему патриархальному миру еврейской провинции), исполненные глубокого чувства и философского смысла, художник обладает и тонким лирическим чутьем.
   Не случайно, главный раввин Израиля - Элиягу Бакши-Дорон предпочел его остальным мастерам, когда встал вопрос о его портрете.
   Все портреты президентов Российской Академии Наук написаны Гольдом.
   В пейзажных работах воспевается неповторимая поэзия старинных городков, неразрывная связь человека и окружения.
   Его взгляд на мир и человека - внимателен и добр, отсюда та аура светлой веры в мудрость жизни, несмотря на ее сложность, что наполняет его ассоциативно-метафорические композиции, портретные изображения, ландшафтные мотивы современным звучанием.
   Более полувека мастер создает еврейский цикл работ — от испепеленных в годы Холокоста штетлов до теплого света ханукальных свечей, от портретов глав поколения — до танахических образов.
   Творчество Гольда, с ярко выраженными национальными мотивами, с характерным выразительно-динамичным письмом, стало органичной частью современного искусства Украины, обогащая его многокрасочную палитру своими живописными и духовными исканиями.
   Работы Гольда находятся: в музеях и галереях России и Украины (Москва, Курск, Воронеж, Киев, Черкассы), Национальном Музее Литературы Украины (Киев), в Киевском Музее Русского Искусства, Центральном Музее Вооруженных Сил России (Москва), Академии Наук России (Москва), Франции (Париж, Марсель), Греции (Афины, галерея «Джоконда»), Израиля (Иерусалим, галерея «Eden», галерея «Luvaton/L»), США (Нью-Йорк, Майами), в Фондах Министерства Культуры и Союза Художников России и Украины, а также в частных собраниях по всему миру.

   Известные работы:

   Еврейский цикл: "Третий день Хануки", "Весеннее солнце", "Дуэт", "Молитва", "Вечный зов", "Дар Всевышнего", "Книжник", "Учеба в пути", "Мальчик Мотл", "Обращение к Га-Шему", "Усталость", "Капитал", "Рядовой Д. Каплан", "Дождь со снегом", "Любимая мелодия", "Игра на арфе", "Старик с канарейкой", "Хасидский танец", "Игра в свое удовольствие", "Что раньше?", "Старик с петушком", "Хедер", "Уснувший ребе", "Дающий советы", "Послеобеденный сон", "Обряд обрезания", "9-е Мая", "Гетто", "Ша!", "Хасид", "Ночное чтение", "Диспут", "Берешит...", "Нищий скрипач", "Симхат-Тора", "Шаргород", "Сатанов. Старая синагога", "За чтением", "Шолом-Алейхем", "Спящий ребенок", "Синагогальный сторож", "Скрипач с детьми", "Соседи", "Интересный вопрос", "Минута счастья".

   Портрет: "Портрет матери", "Командир авиаполка «Нормандия-Неман» Жан-Луи Тюлян", "Президент РАН Карпинский", "Портрет Богатыревой", "Профессор Коцюбинский Г.А.", "Сельский учитель Д. Н. Пронин", "Фазиль Искандер", "На бабушкином стуле", "Автопортрет", "Академик Ивахненко А.Г.", "Последняя весна", "Рафаэль", "Иван Дзюба", "Доктор Миротворская", "Профессор Кроль Д.И.", "Писатель М. Горбовцев", "Архитектор Шухлин Д.И.", "Афанасьев Н.Г., кавалер орденов Славы", "Слава Ивану Кожедубу", "Режиссер Н.И. Кармилов", "Герои Советского Союза генерал Пуйяд, генерал Захаров Г.Н., капитан де Ля Пуап", "Портрет В. Попова", "Портрет брата", "Профессор Савельев Н. Б", "Раскин", "Портрет М.Б. Штернгеля", "Двойной портрет", "Народная артистка России Р. Асфандиярова", "Генерал-лейтенант Панкин В. К. (этюд)", "Народная артистка России Ф. Е. Горская", "Академик М.З. Згуровский", "Герой Советского Союза Талалихин", "Профессор В.В. Суслов", "Богдана".

   Пейзаж: "Осень в Лавре", "К весне", "Тула", "Ранняя весна", "Брюссельские сумерки", "Весна пришла", "Заброшенный дом Соломона", "Пора туманов", "Март", "Окраина Курска", "Мокрая крыша", "Центральный вход в мою мастерскую", "На опушке", "Оттепель", "Весенний шум", "Скучный день", "Простор", "Летний душ", "Галин дом", "Курск", "Весна", "Первенец", "Рынок", "Кира", "Утро", "Январь", "Цыганский мальчик", "Женщина в синем", "Первый этюд," "После смены", "Кара-Даг", "Суздаль", "Солнечный день", "Сельская улица", "Зимний двор", "Окна", "Осенние холмы", "Дворик", "Яблоня", "Пригород", "Старый дом", "Березки", "Обрыв", "Феофания", "Осень", "Зазимье".

   Натюрмот: "Осенний букет", "Сирень", "На веранде", "Чернобривцы", "Пионы", "Физалис", "Анютины глазки", "Букет", "Букет и радуга", "Этюд", "Колокольчики", "В июне", "Скромный букет", "Сентябрь", "Цветы в кувшине", "Астры", "Конец лета", "На балконе", "Любимые цветы".

   Международные выставки:
   1985 — «Русское и советское искусство», Япония
   1996 — «3000 лет Иерусалиму», Киев (Украина), Национальный художественный музей Украины
   2002 — «Люди, дороги, города», Киев (Украина), «Интервернисаж»
   2004 — Киев (Украина)
   2006 — Киев (Украина)

   Республиканские выставки:
   1962 — «Советская Россия», Санкт-Петербург (Россия)
   1969 — «Советская Россия», Санкт-Петербург (Россия)
   1970 — «Советская Россия», Москва (Россия)
   1972 — «Советская Россия», Москва (Россия)

   Всеукраинские выставки:
   С 1975 и по сей день — регулярно.

   Зональные выставки:
   1964 — Воронеж (Россия)
   1967 — Тула (Россия)
   1969 — Курск (Россия)
   1972 — Орёл (Россия)
   1980 — Брянск (Россия)

   Персональные выставки:
   1960 — Курск (Россия)
   1962 — Курск (Россия)
   1967 — Курск (Россия)
   2002 — Киев (Украина)
   2004 — Киев (Украина)
   2007 — Киев (Украина)
   2008 — Киев (Украина)

    М. ФРЕНКЕЛЬ. ”Еврейский Обозреватель”, №7/235 июль 2012

На главную страницу